Карта сайта: 1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|38|39|40|41|42|43|44|45|46|47|48|49|50|51|52|53|54|55|56|57|58|59|60|61|62|63|64|65|66|67|68|69|
Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея





113-я эскадрилья гражданского флота

Малоизвестный факт: в годы Великой Отечественной войны в Белебее дислоцировалась 113-я эскадрилья гражданского воздушного флота.

До войны эта часть находилась в г. Боровичи Ленинградской области. В начале нашествия фашистов эскадрилья была подвергнута нападению, при котором лишилась нескольких самолетов. Тогда и было принято решение эвакуировать ее в глубь страны. Исправные самолеты (У-2) перебазировались по воздуху, а один, требующий ремонта, прибыл в Белебей по железной дороге.

В октябре 1941 года по призыву Белебеевского военного комиссариата был проведен набор курсантов в эту эскадрилью. Желающих было так много, что состоялся строжайший отбор, прежде всего по состоянию здоровья. Так что многие молодые белебеевцы поднялись в воздух.

Размещалась эскадрилья в двухэтажном здании по улице Красноармейской (дом уцелел до наших дней, принадлежит он Михаило-Архангельскому собору, – через улицу от часовни).

Здесь жили курсанты, и здесь же находился штаб эскадрильи. Учебная часть работала в бывшем общежитии чувашского педтехникума, в деревянном одноэтажном доме на углу улиц Мельничной и Приютовской. Была и собственная столовая (улица Красноармейская, ниже бывшего Дома пионеров, рядом с бывшей артелью «Берлек»).

Курсанты осваивали сложную программу: теоретическая и материальная части самолета, практические занятия, полеты.

В эскадрилье не хватало инструкторов, техников, бедна была учебная база. Но курсы работали, выполняли свою задачу. Иначе и быть не могло, ведь 113-я эскадрилья была нижней ступенью подготовки летного состава вооруженных сил. Молодые люди, окончившие курсы, в большинстве случаев отправлялись на фронт. И здорово воевали! Однополчане в шутку называли их «башкирами».

Командный состав эскадрильи был такой: командир – А. Э. Петров – участник гражданской войны, награжденный орденом Боевого Красного Знамени; начальник штаба – бывший летчик Вийман, комиссар – Шустов, командир первого отряда Степанов, второго отряда – Сиринский, заместитель командира по строевой части – Нагорный, начхоз – Карпушев, врач – Фалько.

Курс теории полета читал инженер Голята, аэронавигации – Дмитриев, метеорологии и ряда других дисциплин – инженер Огнева.

Архивы сохранили имена курсантов-белебеевцев А. Белова, А. Гурова, А. Гончарова, Н. Дзюбы, Н. Менисова, С. Носко, А. Никифорова, Д. Орлова, С. Портнова, В. Шангина.

Много было будущих летчиков из других районов и городов Башкирии, а также эвакуированные из Ленинграда, с Украины.

Авиация и летчики были в то время в большом почете, поэтому курсанты занимались с огромным желанием. В городе в шутку говорили: «Отец тележного скрипа боялся, а сын летчиком стал».

В эскадрилью часто приходили слушатели Военно-политической академии и читали здесь лекции, проводили беседы, информировали о положении на фронте.

Аэродром эскадрильи не был как следует благоустроен, поэтому при хорошей и даже отличной теоретической подготовке практическая часть (в частности, посадка) давалась с трудом. («Летает, как Бог, а садится, как черт», – наверное, это поговорка родилась в Белебее).

В декабре 1942 года произошел несчастный случай. С один из его дней стояла нелетная погода, потом вроде бы стало прояснивать. Дали команду на полеты, курсанты прибыли на аэродром. Один за другим самолеты поднялись в воздух. Неожиданно все окрестности затянуло туманом. Кто быстро сориентировался, тот вернулся на аэродром. Четыре самолета исчезли. Радиосвязи в учебном отряде не было, метеобеспечение самолетов было плохое.

Вот как вспоминает этот драматический день курсант наш земляк Александр Гончаров: «Я в этот день на полет не планировался, стоял часовым на проходной. И вдруг узнал, что один из самолетов с появлением тумана произвел посадку в поле. Туман начал рассеиваться, решили летать. Как только взлетели, туман стал еще плотнее. Садились, не видя земли. Самолет разбился.»

Летчик-инструктор и курсант отделались ушибами. Эта была первая неприятная весть в этот день. Произошла авария недалеко от села Усень-Ивановского.

Чуть позже недалеко от Шаровки упал еще один самолет – летчик-инструктор Миронов, курсант Александров. Самолет разбился, члены экипажа получили тяжелые травмы. Обоих положили в Шаровскую больницу.

Через некоторое время потерпели аварию еще два самолета – в районе станции Аксаково.

Несмотря на эти случаи, эскадрилья свою задачу выполнила.

О пребывании 113-й эскадрильи в Белебее рассказала газета «Правда» в номере за июнь 1983 года.

В зале Великой Отечественной войны историко-краеведческого музея в экспозиции, посвященной летной школе, представлены личные вещи бывших курсантов-белебеевцев.

В январе 1943 года 113-ю эскадрилью гражданского воздушного флота передислоцировали в город Курган.