Карта сайта: 1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|38|39|40|41|42|43|44|45|46|47|48|49|50|51|52|53|54|55|56|57|58|59|60|61|62|63|64|65|66|67|68|69|
Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея





Магуба Гусейновна Сыртланова

О единственной женщине Герое Советского Союза, уроженке Башкортостана написано множество книг. О вкладе в Великую Победу 46-го женского авиаполка ночных бомбардировщиков знают вся страна, Европа и мир, но все равно не перестаешь восхищаться уникальным подвигом летчиц-женщин. Давайте, положа руку на сердце, спросим себя: возможно ли нечто подобное в другой стране? Нет, нет и нет!

А они смогли, наши хрупкие девушки-красавицы, стать хозяйками ночного неба (в немецком толковании – «ночные ведьмы»). Ох, как не хотели фашисты «свиданий» с ними! Тяжелейшую мужскую работу они выполняли пусть не легко, но изящно и результативно. И после войны они оставались яркими звездами, по которым ориентировалось не одно поколение российских девушек (и юношей!). Мы расскажем об одной из них, о нашей землячке, женщине с упорным характером, которая однажды зажглась мечтой о небе и не только осуществила ее, но и пошла дальше – покорила ее…

Магуба Гусейновна Сыртланова родилась 15 июля 1912 года в Белебее. Здесь она окончила татаро-башкирскую школу (семилетку), предшественницу средней школы № 2. И здесь же она посмотрела на небо как на свою судьбу. Шел 1928 год, и как далеко было до достижения намеченной цели! Но с той поры каждый ее шаг, где бы она ни жила и ни работала, вел к мечте. Вместе с несколькими подругами Магуба уезжает в Узбекистан, благо там жил ее старший брат. В этой среднеазиатской республике девушка устроилась на работу в одну из изыскательских партий по определению будущих воздушных линий, оборудованию земных ориентиров для самолетов. Пусть земная работа, но все-таки связана с небом.

А с 1932 года по направлению комсомола (очередной его съезд бросил клич о шефстве над воздушным флотом) Магуба поступает в Балашовскую летную школу. И не было в ней курсанта старательнее М. Сыртлановой. Усвоена материальная часть знаменитого У-2, получены теоретические знания, даже удалось чуточку полетать – два круга над аэродромом. Магуба поняла: ее зовет небо, оно – ее стихия и смысл жизни. Но.… Ох уж эта жизненная антитеза! Свыше поступил приказ, повелевающий отчислить из школы девушек.

Что, мечта рухнула? Только не для Магубы. Она поехала в г. Тбилиси и окончила там курсы аэроклуба. А тем временем началась война.

В Тбилиси открылась военно-авиационная школа. М. Сыртлановой присваивают звание младшего лейтенанта и назначают в школе командиром звена. Магуба Гусейновна показала себя с наилучшей стороны. Начальник штаба Тбилисского отряда специальных применений (санитарная эскадрилья) Ю. Курочкина дала ей блестящую характеристику, в которой отмечаются высокий профессионализм, заслуженный авторитет, организаторские способности, ответственность за порученное дело. Хорошо служила младший лейтенант, но на душе у нее было неспокойно. На фронт! И ведь добилась своего! Ее уговаривали, пугали опасностями, но ничто не могло остановить М. Сыртланову. Тем более, что она знала о создании полка ночных бомбардировщиков под командованием подполковника Е.Бершанской. Была новая авиационная часть в составе 325-й авиадивизии 4-й воздушной армии.

Настойчивая летчица добилась приема у командующего 4-й армией генерал-полковника К. А. Вершинина, он с трудом согласился, «сдавшись» под ее напором, аргументами, поняв, что ее просьба не блажь.

46-й полк дислоцировался в станице Ассиновская. М. Г. Сыртланова прибыла туда на «перекладных» и сразу же оказалась в атмосфере военных будней, героических дел. Летчицы уже имели боевой опыт, у некоторых были даже награды. Магубе нужно было адаптироваться к обстановке. Она рассказала командиру о себе. В небе – с 1935 года, последняя должность – командир звена. Но разве сравнишь полеты в тылу с заданиями через линию фронта? Е. Бершанская ввела нового офицера в жизнь полка. И начались они, дни и ночи, ночи и дни далеко не женской работы.

М. Г. Сыртланова стала готовиться к полетам. Прежде всего нужно было досконально изучить тактико-технические характеристики самолета.

Полк летал на ПО-2, приспособленных к военным условиям самолетах У-2. «ПО-2 вмещает два человека. Взлетный вес 890 кг, дальность полета –450 км, скорость 156 км/час, вооружение – турельный ШКАС – 7,62, бомбометание 200–250 кг», – запоминает Магуба. А еще нужно изучить инструкции, приказы, всевозможные технические условия.

Зачеты сданы, начались полеты. Вот и первое боевое задание. Штурманом у М. Сыртлановой была опытная Женя Руднева. Самолет в числе других поднялся в воздух и взял курс в район Батайска, где была собрана боевая техника немцев для броска на Кубань, в Краснодар. Летчица довольно быстро и легко обнаружила объект – по вспышкам, прожекторным лучам. Бомбы летели в цель. Боевого опыта у Магубы было еще недостаточно, поэтому она слишком близко опустилась вниз и попала под обстрел. Когда она вернулась на аэродром, выяснилось, что у самолета простреляны плоскости. В целом же первый полет за линию фронта прошел успешно. Молодая летчица доложила: «Пилот Сыртланова боевое задание выполнила! В районе цели – два очага пожара».

Заместитель командира эскадрильи Марина Чечнева поздравила Магубу с боевым крещением.

Летать на ПО-2 было большим искусством. Хотя он и носит громкое название бомбардировщика, он был небольшим, фанерным, с двумя открытыми кабинами – для летчика и штурмана. Рации не было, естественно, связи с землей – никакой. Экипаж переговаривался живым голосом – через примитивное устройство.

Днем на ПО-2 летать было опасно, ночь для самолета – идеальные условия. Все операции на нем выполнялись вручную, ориентировались или по местности ( при лунном свете или если она была достаточно хорошо известна), по компасу и звездам. Даже бомбометание производилось вручную – дергали за тросик. Осветительные бомбы выбрасывали всегда руками. Если подобьют – верная смерть, в первый период войны летали без парашютов. Так что без лишних слов – каждый вылет летчиц был подвигом.

Магуба Гусейновна Сыртланова оставила воспоминания: «Закрою глаза, и…замирает сердце. Над головой – звезды и звезды…высота – полторы тысячи метров. Приближаемся к цели. С приглушенным мотором иду на снижение. Высота – триста метров. Где-то здесь, по данным разведки, – склады горючего.

Штурман сбрасывает светящуюся авиабомбу – САБ, которая повисает на парашюте. Вижу цель. Но и немцы нас видят. Ослепительно сверкают зеркала прожекторов. Бьют крупнокалиберные спаренные пулеметы. Чуть позже заговорили «эрликоны» – автоматические зенитные пушки. Серии снарядов при взрывах превращаются в красно-белые облака, начиненные смертью. Попадет один такой снаряд – все, конец, самолет вспыхнет, как факел, мы сгорим заживо. Парашютов нет, мы отказываемся от них, предпочитаем брать дополнительные бомбы. Два прожектора впились в нас, взрывы – со всех сторон. Самолет вздрагивает, как жеребенок. Выдерживаю боевой курс, отклоняться нельзя. Ах, какими долгими – долгими, оказывается, могут быть секунды…

Штурман прицеливается, нажимает на рычаг бомбосбрасывателя. Самолет качнуло. Резко пикирую, ныряю под хищный рой трассирующих пуль. На земле – яркая вспышка, мощный взрыв. Попали! Бросаю самолет влево, вправо. Нет, не уйти… И вдруг один прожектор погас. Двойной взрыв.… Погас второй. Снова взрывы…

А ночь еще только начинается. Не вылезая из кабины, докладываю командиру полка о выполнении задания. Глотаем чай – штурман тоже не вылезает из кабины. Выслушиваем новое задание и ставшее напутствием: «Девочки, будьте предельно внимательны и осторожны, прошу вас …» (Воспоминания М. Г. Сыртлановой в книге «Звездные ночи», Казань, 1983 г. стр.5). Кстати, перечислим еще ряд наиболее известных книг о боевом пути Героини: Ш. Ракипов «О чем грустят кипарисы», «Славные сыны Башкирии» (сборник очерков), «Героини» (сборник очерков), Я. Дамский «Девушка из легенды», Р. Аронова «Ночные ведьмы», «Герои Советского Союза» (Москва, 1988 г.).

Подобные полеты были еженощно. Пока летчица и штурман минут 5-6 сидели в кабинах после прилета на базу или выходили, чтобы размяться, аэродромная команда подвешивала бомбы, и вновь – в ночное небо. ПО-2 мог брать за один полет, как написано выше, до 200–250 кг бомб, с весны 1944 года на него грузили еще столько же. Как справлялся с таким весом скромный труженик войны – загадка. Или тоже героизм?

Не все ПО-2 возвращались домой. С пробоинами и ранениями – чаще. М. Г. Сыртланова вспоминала: «Приземлился самолет. Над целью его обстреляли зенитные орудия и пулеметы, необходим ремонт. Пилот и штурман с помощью девушек вылезают из кабин, у них подкашиваются ноги. Устраиваются прямо на земле, под крылом самолета, и засыпают». Пока экипаж засыпает на считанные минуты, техники и вооруженцы латают самолеты, заправляют их, ввинчивают в бомбы взрыватели, готовят ПО-2 к новому полету.

Читатель, видимо, уже разобрался в способах боевых действий 46-го полка, оценил степень сложности и опасности, неслыханное мужество девушек. Но слушайте дальше: «ПО-2 в руках Сыртлановой и ее боевых подруг была грозной машиной. Шум ее мотора почти не слышен, и прежде чем немцы успевали что-нибудь сделать, она засыпала землей траншеи, выводила из строя орудия, пулеметные гнезда…

Редко ее бомбы не попадали в цель. Куда только не летала Магуба на своей маленькой машине! Она порхала, словно птица, в горах Северного Кавказа, облетела вдоль и поперек долины Дона, делала за ночь до 10-15 вылетов, когда брали Тамань.

В одном из боев немцы подбили самолет. Он загорелся. Поврежден мотор, не работает один цилиндр. Голову сверлила мысль: смерть или плен? Летчица приняла решение: лучше смерть.

Впереди – Черное море. Мотор работает с перебоями. Магуба осторожно разворачивает самолет, глазами ищет полоску земли.

Самолет удалось посадить. Летчик и штурман ударились головой о приборы. Но главное остались живы».

Немцы поначалу иронически относились к самолетам ПО-2 и называли их «русфанер», да и наши солдаты острили: «кукурузник», «кофейная мельница», «огородник». Наши бойцы говорили ласково, с любовью, уж они-то хорошо знали, какие чудеса выделывали эти «этажерки»... Немцы вскоре тоже перестали острить. За каждый сбитый ПО-2 им давали по железному кресту, а в боях под Таманью против женского авиаполка немцы бросили эскадрилью своих асов.

Трудно выделить какой-либо ночной вылет экипажа нашей землячки. Может быть, ночь на 10 февраля 1943 года при выбивании немцев из станиц Поповичевская и Ангелинская? Летали шесть раз, создали три мощных очага пожара со взрывами! Может быть, 13 февраля, когда летали в окрестности станицы Славянской и бомбили живую силу и технику? Может быть, ночь на 12 сентября, когда эскадрилья М. Г. Сыртлановой (она уже старший лейтенант и заместитель командира эскадрильи) громила мотомехчасти фашистов под Новороссийском? Этот вылет стоит того, чтобы описать его подробнее. Немцы встретили «ночных ведьм» зенитным огнем. Самолет гвардии капитана Поповой (на задании были три ПО-2) был подбит. Магуба заметила беду и бросила свой самолет прямо под огонь немцев, желая отвлечь их от «раненого» самолета подруги.

Сбросив свой смертоносный груз, М. Сыртланова повернула назад, искусно маневрируя, она избежала попаданий и догнала еле «ковыляющий « самолет Поповой. Вместе с экипажем гвардии майора Амосовой взяли поврежденный самолет в середину и довели его до своего аэродрома.

После боев под Новороссийском, освобождения Таманского полуострова 46-й полк получил почетное имя Таманского, его полное название – 46-й гвардейский Таманский авиационный орденов Красного Знамени и Суворова III степени ночной бомбардировочный женский полк. Кстати сказать, такой полк был единственным и в Красной Армии, и во всем воюющем мире.

46-й полк прошел боевой путь от г. Энгельса через Северный Кавказ, Украину, Белоруссию, Польшу, Румынию, Венгрию до немецкого Шецина. Знаменитой была она в годы войны! Французские летчики прославленного полка «Нормандия-Неман» были очарованы нашими летчицами. Один из них оставил такое воспоминание: «…Русские летчицы, или «ночные колдуньи», как их называют немцы, вылетают на задания каждый вечер и постоянно напоминают о себе. Подполковник Бершанская, тридцатилетняя женщина, командует полком этих прекрасных «колдуний», которые летают на легких ночных бомбардировщиках…. В Севастополе, Минске, Варшаве, Гданьске – повсюду, где бы они ни появлялись, их отвага вызывала восхищение летчиков-мужчин». (Р. Аронова «Ночные ведьмы», Саратов, 1983 г. стр. 282).

Полк ночных бомбардировщиков активно и эффективно участвовал в таких крупных операциях, как Белорусская 1944 года, Львовско-Сандомировская, Восточно-Прусская, Берлинская. М. Г. Сыртланова на протяжении своего воинского пути совершила около 800 боевых вылетов. Весьма красноречив наградной лист М. Г. Сыртлановой: «…За период Отечественной войны лично сама произвела 782 боевых вылета с боевым налетом 928 часов. Имеет общий налет 2340 часов. Сбросила по уничтожению войск противника 140 тонн бомбового груза. В результате точных бомбовых ударов в стане врага было вызвано 128 сильных взрывов, 85 очагов пожара, уничтожено и повреждено 2 переправы противника, 2 ж/д эшелона, взорван склад с горючим, уничтожено 3 арт. батареи, два прожектора и 4 автомашины с горючим…

Ее боевая работа служит образцом для всего личного состава полка…»

15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР М. Г. Сыртлановой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

После увольнения из армии Магуба Гусейновна жила в Казани, скромно, мало рассказывала о своих боевых делах, больше говорила о подругах, об их ночных полетах. Можно без преувеличения сказать, что ее знала и любила вся столица Татарстана. М. Г. Сыртланова ушла из жизни 1 октября 1971 года.

Нельзя не подчеркнуть одну примечательную деталь. Имя Магуба означает в переводе – достойная, уважаемая, располагающая к себе. Она такой и была – тот самый предусмотренный природой случай, когда имя человека выражает суть его характера, внутреннего мира.

Белебеевцы берегут память о своей выдающейся землячке: ее имя носят улица и средняя школа № 2. В этом учебном заведении создан великолепный музей 46-го женского авиаполка ночных бомбардировщиков. Музей школы и педколлектив установили тесную связь с дочерью и внуком Героини, живущими в Казани.