Карта сайта: 1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|38|39|40|41|42|43|44|45|46|47|48|49|50|51|52|53|54|55|56|57|58|59|60|61|62|63|64|65|66|67|68|69|
Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея





ОТКУДА ПОШЕЛ ГОРОД БЕЛЕБЕЙ

    Откуда же «родом» певучее название нашего города –Белебей? Ответ на этот вопрос, по нашей версии, прост и однозначен: город расположен на реке Белебей. Эту версию подкрепляют города Белорецк (на реке Белой), Агидель, Волгоград, Уральск и названия множества отечественных и заморских городов. И в нашем районе немало населенных пунктов, названия которых обязаны своим происхождением рекам и речкам, – Метевбаш (исток реки Метев), Слакбаш, Усень-Ивановское.

    В пользу нашей версии говорят и письменные источники XVIII века, сохранившиеся в архивах. Речка Белебей, наряду с топонимами Арбуляк, Сеюш-болото (Сююз-саз), Кыдаш, Агырязи-речка, упоминается в «Записных книгах г. Уфы» за 1715 год в делах Уфимской провинциальной канцелярии. В записи от 19 марта 1715 года ясашные татары Янклыч Азиков, Кельмест Тыбаев и другие обязуются не ходить самовольно в вотчинные владения башкир Иланской волости Казанской дороги (дорога – административная единица) Сюндюка (Сююндука) Уразаева, Яркея Янчурина, Курманая Багаева и других. В другой записи, датированной 15 июня того же года, башкиры Кыр-Иланской (Кыр-Еланской) волости Усейн Урсяков и упомянутый выше Сююндук Уразаев с братьями и племянниками припустили в свои вотчинные земли татарина Кадыра Тогашева «построица двором, пашня пахать, и сено косить, и в лесы бревна и дрова рубить, и лубья снимати, и в лесу вновь борти делать, и всякого зверя и птицу, и рыбу ловить …а селитця ему, Кадыру, аднаму з детьми, а посторонних никого в вотчину нашу не пущать…а с тое вотчины в казну великаго государя ясак платить ему, Кадыру 3 детьми».
Напомним, что в XVIII веке территории Башкортостана в административном плане продолжала делиться на четыре дороги – Казанскую, в которую входили и наши места, Сибирскую, Ногайскую, Осинскую.

  Каждая дорога в свою очередь делилась на волости, в основном совпадавшие с родоплеменным устройством башкирского народа как коренных обитателей края. Башкиры же за признание подданства Российского государства получили «жалованные грамоты» от русских царей на право владения и распоряжения вотчинами – землями своих предков. Потомки тех родов, которые владели землями на такой юридической основе, назывались «вотчинниками» или «асаба (по-видимому, особый – авторы) башкорт». Пришлые люди, поселившиеся в Башкортостане с согласия вотчинников, назывались «припущенниками», а некоторая их часть – «тептярами».

    Итак, мы выяснили, что гидроним название реки Белебей известен, по крайней мере, с 1715 года. Обратимся теперь к названию города.

    Как видно из Справочной книги «Уфимская губерния. Список населенных мест по сведениям 1870 года», город Белебей «заселен с 1757 года крещеными чувашами». Эта же дата вычисляется из сообщения в «Адрес-календаре Уфимской губернии на 1917 год», где наряду с такими календарными сведениями, как «Год 1917–365 дней, от сотворения мира 7425 год, Рождества Христова 1917 год», «От основания Государства Российского 929 год, воцарения дома Романовых 304 год», есть и даты: «Основания города Уфы 331 год», «Основания города Белебея 160 год», «Открытия Самаро-Златоустовской железной дороги 29-й год». Произведя элементарное арифметическое действие, приходим к выводу о том, что Белебей основан в 1757 году, Самаро-Златоустовская (ныне Куйбышевская) железная дорога открыта к сообщению в 1888 году. Дата основания Белебея –1757 год называется и в капитальном труде «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», Т. 5, С-Петербург, 1914 г. (под редакцией В. П. Семенова-Тянь-Шанского) и в небольшой брошюре протоиерея Транквиллиана Земляницкого «Михайло-Архангельский собор г. Белебея», изданной в 1916 году в г. Уфе.

  Следовательно, название реки Белебей старше названия г. Белебея по крайней мере на 42 года. Так что ответ на вопрос: «Почему г.Белебей назван так, а не по-другому?» – один: по названию реки, на которой он стоит.
  Что касается этимологии гидротопонима Белебей, то есть несколько версий, и никто не может претендовать на единственно верную. В народе бытует следующая легенда о происхождении названия Белебей. Первые поселенцы Белебея – чуваши – прозвали хозяина земель вокруг будущего города (возможно, старшину башкирской волости, на территории которой возникло новое поселение) бэлэбей, то есть злой бай, господин, приносящий беду.
  Есть еще одна народная версия – совершенно несостоятельная: якобы императрица Екатерина Вторая, совершая поездку из Москвы в Казань, проезжала через наш городок, спросила у местных жителей, как называется поселение. Будто бы услышала ответ: «Мин по-русски белмей». Что и было зафиксировано секретарем императрицы в искаженном виде: «Белебей». Что это – досужая выдумка или анекдот, причем с иронической издевкой в адрес инородческого(нерусского) населения, думается, понятно и без комментариев. Но все-таки поясним, что выдумщики были не в ладах с географией. Выходит, что «кратчайший путь из Москвы в Магадан – это через Ереван»? Только Митрофанушка из комедии Д.Фонвизина «Недоросль» не знает, что по пути из Москвы в Казань заезжать в Белебей не надо, а вот из Белебея в Москву можно поехать и через Казань.

    В топонимической науке существует несколько версий происхождения названия Белебей. Видный казанский ученый-лингвист профессор Г.Саттаров относит название нашего города к антропотопонимам, то есть к названиям, производным от собственных имен людей, как правило, основателей или первопоселенцев того или иного населенного пункта. По его мнению, основателя Белебея, возможно, и владельца земель, на которых располагался наш город, звали Балабей, то есть маленький бай (бей, бай, бек, бик, бий – у тюркоязычных народов означало то же, что и фон, дон, де или ди у немцев, испанцев, итальянцев и французов и присоединялось к собственным именам знатных людей). Под влиянием гласной е в слове бей произошло смягчение в слове бала и со временем стали произносить Белебей (для убедительности приведем яркий пример: в татарском и башкирском языках есть слово балакай – дитятко, оно трансформировалось в слово белекей – маленький). Кандидат педагогических наук А. Шарафутдинова считает, что в основе онима Белебей лежит древнеперсидский пласт. Персидское болооби означало начало реки: боло – исток, вершина, оба – вода, (отсюда, кстати сказать, название большой сибирской реки Обь.) Получается, что Белебей – Болооби – начало, исток реки.
    Речка Белебейка, которая протекает под горой Долгой и впадает в Усень, в стародавние времена, когда ее берега были покрыты лесами, не была такой малюсенькой, и ее вполне могли принять за исток реки Усень. Эту мысль подтверждают и множество речек-ключей, веером впадающих в речку Белебейку даже в границах нынешнего города.

     Автор этих строк в свое время высказал еще одну гипотезу, согласно которой названия речки и города связаны с названием башкирского рода байляр (бэйлэр), обитавшего в те далекие времена в бассейне реки Ик. В детстве от ныне покойного мужа сестры своей матери я слышал утверждение, что мы происходим от байлярцев. По молодости я тогда не обратил должного внимания на эти рассказы-предания и только в 70-е годы, занимаясь историческим краеведением, вспомнил о них. Но было уже поздновато – мой носитель исторической памяти к тому времени умер, а шежере (летопись-родословная) родного села не сохранилась. Попытки изучения башкирских родовых знаков тамг во время фольклорно-этнографических экспедиций в селах, расположенных вдоль рек Усень, Ик, Кидаш, Ря, Тарказы, дали весьма приблизительные результаты. Мы обнаружили несколько тамг, идентичных тем, которые ставили на припускных и заемных документах XVII-XVIII веков башкиры-байлярцы, что подтверждало сообщение моего информатора Закира Бакирова, который к тому же утверждал, что в старину владения нашего села Тарказы доходили до деревень Мартыново и Бунин хутор.

  О том, что в Тарказах и в ряде других селений бассейна Ика жили башкиры – байлярцы вперемешку с кыриланцами, пишет и такой знаток башкирской истории, как А. З. Асфандияров. Правда, документального подтверждения принадлежности территории Белебея именно башкирам-байлярцам я не обнаружил, но землями, где сегодня находятся деревни Аделькино, Ермолкино, владели они.

  В печатных источниках утверждается, что чуваши-первопоселенцы Белебея осели на землях башкир-манцев (мен), хотя долина реки Усень и речка Белебейка входили в вотчину башкир Иланской (Кыриланской) волости. Все это и не подтверждает и не опровергает версию автора этих строк. А после знакомства с доводами А. Шарафутдиновой мне кажется более убедительной именно ее версия, сводящая, как было уже сказано выше, к персидской (иранской ) первооснове.


  Что касается основания города Белебея в 1757 году и празднования его юбилея (200-летия) в 1981 году, тому есть свое обоснование. Белебей основан не позже 1757 года, но уездным городом он стал в самом конце 1781 года по старому стилю, в первой половине января 1782 года – по новому.

   Указ императрицы Екатерины II о предоставлении Белебею статуса уездного города был подписан 23 декабря 1781 года по полианскому стилю календаря. А между полианским и григорианским календарями имеется разница – первый календарь был введен Петром I в 1700 году, а григорианский – В. И. Лениным в 1918.
   Город Белебей на протяжении более чем двух столетий своего существования принимал разные «ипостаси». С 1781-го по 1795-й год он был уездным городом Уфимского наместничества, в 1795–1802 гг. – заштатным городом Оренбургской губернии. Статус уездного центра наш город получает вновь в 1802 году в составе Оренбургской губернии с центром в г. Уфе. В 1865 году Оренбургская губерния была разделена на две – Уфимскую и Оренбургскую. Белебей вошел в состав Уфимской губернии. Через десять лет в Уфимской губернии были введены земские учреждения.

   До 1865 года башкирское, тептярское и мещерякское (мищарское) население Башкортостана было неподвластно гражданским учреждениям. С 1798 года в крае было введено кантонное управление. Башкиры, тептяре и мищаре были превращены в военнослужилое сословие и подчинялись кантонным начальникам. Новые административные образования не имели четких административных границ. Каждый башкирский кантон (их было в разное время от 15 до 21) должен был снаряжать за свой счет на царскую службу один кавалерийский полк, а в военное время число воинских формирований увеличивалось. В 1812 году, например, против Наполеона сражались 28 башкирских полков. Некоторые из них дошли до Парижа и удивили французов, которые прозвали башкир «северными амурами», так как воины из Башкортостана были вооружены луками и стрелами.


      Кантонная форма правления в Башкортостане сохранялись до 1865 года, когда башкир приравняли к податным сословиям (с сохранением их вотчинных прав на землю) и подчинили гражданским (уездным) властям.

    Вновь возродило кантоны правительство Автономного Башкортостана в 1917 году, лидером которого был выдающийся деятель освободительного движения башкирского народа А-З. Валиди. Белебей был определен кантонным центром в 1922 году, когда согласно декрету ВЦИК РСФСР от 14 июня того года была создана Большая Башкирия. В этой «ипостаси» город оставался до 1930 года, когда кантоны были разукрупнены и появились новые административные образования – районы, которые функционируют по сей день.
   На территории бывшего Белебеевского уезда(кантона) ныне расположены Альшеевский, Бакалинский, Белебеевский, Бижбулякский, Давлекановский, Ермекеевский, Миякинский, Туймазинский, Чекмагушевский и Шаранский районы.

     В 1957 году Белебей был возведен в ранг городов республиканского подчинения. Награждение его в 1981 году орденом «Знак Почета» явилось признанием исторических заслуг жителей Белебея перед Отечеством как в мирное время, так и на полях сражений.

  Эту мысль обобщил и выразил языком поэзии белебеевский поэт Валерий Рахматуллин:

Невысок он этажами,
незатейлив он в узорах,
Но Отечеству, Державе
двести лет уже опора…