Карта сайта: 1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|38|39|40|41|42|43|44|45|46|47|48|49|50|51|52|53|54|55|56|57|58|59|60|61|62|63|64|65|66|67|68|69|
Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея





Народное образование: трудный путь от мрака к свету

Впервое столетие существования Белебея как населенного пункта и центра обширного уезда дела на ниве народного образования так и не вышли из зачаточного состояния. К 1857 году в уезде действовали три начальные школы с постоянным составом учащихся и штатным учителем. Самым «старшим» из них было Бакалинское одноклассное народное училище, открытое в 1841 году, следующее, Каменское (ныне относится к Бижбулякскому району), было открыто в 1854 году. Да еще на Верхнетроицком заводе с 1853 года работало училище, которое содержалось на средства владельца завода Н. Е. Бенардаки.

В самом Белебее тогда о школе и не слышали. Дворяне-помещики своих детей либо обучали дома, приглашая для этого гувернеров и гувернанток, а иногда – и обрусевших иностранцев немцев – и французов. Отпрысков же постарше отправляли кто в Уфу, где с 1828 года действовала гимназия, кто в Оренбург, военное училище, а кто и в Казань, где были и гимназия, и университет.

Девицы-дворяночки ограничивались домашним воспитанием и бучением, а кое-кого отправляли в пансионы благородных девиц.

Сельское же население еще долго оставалось сплошь и рядом неграмотным. Хорошо, если со службы возвращался отставной солдат, отдавший царской армии 25 лет своей жизни и успевший и мир повидать, и азбуку выучить.

На отсутствие в уездных центрах Оренбургской губернии – Белебее и Верхнеуральске – полагающегося по закону уездного училища, даже и приходских училищ обратил внимание сам император Александр II. На отчете и. о. гражданского губернатора Оренбургской губернии, куда тогда относился Белебей, о состоянии губернии за 1857 год он поставил жирную пометку как раз на сообщении о факте отсутствия учебных заведений в этих городах. Как положено в таких случаях, дело завертелось, но, как водилось и до сих пор водится в России, не так скоро и не так споро. Но все же 30 ноября 1860 года в Белебее открыли приходское одноклассное училище.

В царской России вплоть до победы Советской власти большинство общеобразовательных школ называли «училищами», сельские школы носили названия «сельских училищ», «начальных училищ». Они были одноклассные, если работал один учитель, двух- и трехклассные, если занятия вели два или три учителя. Сроки обучения колебались от двух до пяти лет.

В городах открывались городские начальные училища – двух-, трех- и четырехклассные. Последние назывались высшими начальными училищами с шестилетним сроком обучения; они давали неполное среднее образование. В эти училища принимали после одно- или двухклассных училищ или домашнего обучения с испытанием (экзаменами). Среднее образование было или классическим, его давали гимназии и лицеи, или реальным – в так называемых реальных, коммерческих, железнодорожных, горных училищах.

Преемственности в такой системе не было, учебные программы и дисциплины не совпадали. Выпускники различных типов учебных заведений имели разные права. Гимназист был заранее ориентирован на автоматическое поступление в университет, реалиста ожидала перспектива продолжения обучения в институтах. Выпускник высшего городского и двух,- и трехклассного сельского училища мог рассчитывать на сельскохозяйственную или фельдшерскую школу (так назывались учреждения среднего профессионального образования). Такая система народного образования отвечала интересам сословно-феодального строя Российской империи. Дети дворян и чиновников учились в университетах, купцов, фабрикантов, среднего чиновничества, изредка зажиточного крестьянства – в реальных и им подобных училищах и технических вузах. «Кухаркиным детям», сельским обывателям путь к вершинам знаний и науки был прегражден довольно надежно.

Но вернемся к истокам народного просвещения в нашем крае. Итак, 30 ноября 1860 года в Белебее открывается одноклассная приходская школа с одним учителем. Помещалась она в деревянном одноэтажном доме с оплатой (арендной платой) 150 рублей в год. В 1865 году на содержание этого училища государственное казначейство выделило 330 рублей, от приходского общества было выделено 142 рубля 82,5 копейки, из «башкирских сумм» – 187 рублей 14,5 копейки.

К 1 января 1866 года в училище обучалось 70 мальчиков, в том числе православного вероисповедания – 40, «магометанского» (башкир и татар) – 28, «идолопоклонников» (вероятнее всего, марийцев, возможно, и удмуртов) – 2 человека. По сословно – кассовому составу учащиеся распределялись так: детей дворян было 10, городских сословий (мещан и купцов) – 20 , сельских сословий (выходцев из крестьян) – 40. Вероятнее всего, это были дети ремесленников и мелких торговцев, переселившихся из деревни в город и не успевших или не сумевших приписаться к мещанскому или купеческому сословию. Были среди них, наверное, и дети зажиточных крестьян из окрестных сел.

Сведений о первом учителе Белебеевского приходского училища не сохранилось или они пока не обнаружены. Известно, что в 1865 году училищем заведовал Петр Иванов из мещан Оренбургской губернии, который специального педагогического образования не имел, особым авторитетом не пользовался. Онпроработал непродолжительное время – с 11 октября 1865 года по 16 декабря 1866 года. После него исполнение обязанностей учителя было возложено на 19-летнего мещанина Алексея Шалина, законоучителем (преподавателем «Закона Божьего» – основного учебного предмета) длительное время работал священник Павел Аргентовский. Учитель имел казенную квартиру и получал жалованье 150 рублей в год, законоучителю полагалось 50 рублей в год.

Открытие в 1888 году Самаро-Златоустовской железной дороги, пронизавшей по диагонали почти всю Башкирию, включило наш край в общероссийский рынок. А новые времена требовали новых людей, грамотных, образованных, и не только для государственного управления, но и для народного хозяйства. А это могла дать стране только школа.

Ко времени учреждения земства в Белебеевском уезде имелось 11 училищ Ведомства народного просвещения, в том числе семь мужских и четыре женских. До 1 января 1876 года эти училища содержались на общественные средства из 8-копеечного сбора, и ежегодно расходовалось на эти цели 1366 рублей.

Кроме того, в селах Сулли Мордовские Семено-Макаровской волости и Верхне-Троицком одноименной волости работали училища, содержавшиеся исключительно за счет местных обществ. При этом в первом училище преподавал священник Суллинской церкви, не получавший за свой труд никакого вознаграждения, а в Верхне-Троицком также священник, получавший 60 рублей в год от сельского общества.

В Белебее же продолжало действовать одноклассное приходское училище, которое содержалось на средства Министерства народного просвещения с пособием от города. Учителю казна платила 153 рубля в год, город доплачивал 50 рублей, законоучителю соответственно – 34 рубля 15 копеек и 16 рублей 85 копеек.

С возникновением земств правительство все большую часть своих расходов и забот по народному образованию, здравоохранению, благоустройству населенных пунктов, распространению агрономических и зооветеринарных знаний среди населения стало перекладывать на плечи самого населения. Несмотря на непоследовательность, нерешительность, половинчатость и незавершенность многих благих начинаний большинства земств, их деятельность все же сыграла определенную роль в экономическом и культурном развитии России (в том числе и в области народного образования). Так, в первый же год своей деятельности Белебеевская уездная земская управа, образованная 11 марта 1875 года, решает «за ожидаемым упразднением 8-копеечного сбора с 1 января 1876 года назначить всем существующим в уезде школам пособие от земства, на что ассигнуется 1500 рублей». Кроме того, земская управа предполагала в 1876 году открыть в уезде 8 образцовых одноклассных училищ (в селениях Верхне-Троицком, Новых Каргалах, Усень-Ивановском заводе, Кожай-Максимове, Нигматуллине, Казанчах, Ярлыкове и Юмашеве-Байгильдине – здесь двухклассное), что и было утверждено очередным земским собранием.

Для руководства делами народного образования царское правительство в 1864 году издает «Положение о начальных народных училищах», которым преобразовало приходские училища в начальные народные училища. С 1869 года введена должность губернского инспектора народных училищ. Законом от 25 мая 1874 года для заведования учебной частью всех народных училищ каждой губернии учреждена должность директора. Его ближайшими помощниками были инспектора народных училищ, на которых возлагались надзор за постановкой учебно-воспитательной работы, благонадежностью учителей, подбор и расстановка кадров. В губерниях и уездах создаются училищные советы, куда входили представители от различных инстанций – Министерства внутренних дел и просвещения, Епархиального (церковного) ведомства, уездных земских собраний и городских обществ.

В Белебее уездный училищный совет был образован 22 февраля 1876 года. Председателем его являлся уездный предводитель дворянства штабс-ротмистр И. М. Бунин. К 1880 году в Белебеевском уезде работали уже 29 различных школ, из них в ведении училищного совета числилось 21 училище. В самом городе к этому времени были уже два училища – мужское, где учителем был Фирс Ловцов, и женское, в котором работали Александра и Мария Софотеровы (по-видимому, дочери священника), имевшие аттестаты домашних учительниц по окончании Епархиального училища.

Среди училищ, подведомственных училищному совeтy, мы видим Семено-Макаровское, Суллинское, Усеньское, Знаменское (Кутуза), Ильинское (Рябаш), Бижбулякское, Кош-Елгинское и имевшие более солидный возраст Каменское, Бакалинское, Шаранское, Верхне-Троицкое, а также церковно-приходские училища, находившиеся на территории нашего района в селах Елизаветине и Надеждине. В селах Акборисове и Байгильдине были «языческие» – черемисские (марийские) школы. В это же время начинают открываться русские классы при мусульманских медресе, выпускники которых становились волостными писарями. Они имели право держать экзамен на знание русского языка и математики с тем, чтобы впоследствии работать учителями в «инородческих», в основном русско-башкирских и русско-татарских школах, содержавшихся на средства Министерства народного просвещения.

Церковное ведомство стремилось открывать так называемые миссионерские школы в чувашских, удмуртских, мордовских и крещено-татарских деревнях, жители которых были обращены в христианство, но еще не совсем порвали с языческими обрядами, исламом, особенно в быту. Правительство зорко следило за этими процессами. В 1891 году были привлечены к ответственности башкир деревни Чурино Белебеевского уезда Абдрахман Абдугаллямов и белебеевские «мещане», жители деревни Базлык-Васильевка Р. и К. Яковлевы, обвиненные в «переводе мусульманство крещеных чувашей деревни Базлык-Васильевка».

В представлении обер-прокурора Синода Победоносцева министру внутренних дел по указанному вопросу отмечается важность этого дела для интересов православия в Белебеевском уезде и предлагается «ограничить до возможных пределов допущение магометан к земским и общественным должностям». Что касается башкирского и татарского населения, исповедовавшего мусульманскую религию (ислам), то царское правительство «уступило» обучение их детей Духовному управлению мусульман, открытому в 1789 году в Уфе.

Здесь автор считает необходимым развеять два мифа, один советского, другой – постсоветского периодов. Первый миф – о почти поголовной неграмотности башкир и татар до Октябрьской революции. Другой – о почти сплошной грамотности мусульманского населения как Башкортостана, так и Татарстана. Сторонники первого мифа неправы «де-факто», творцы второго неправы «де-юре».

Выше было сказано, что в 1875 году в Белебеевском уезде работали 14 училищ. Эта цифра возрастет в 5–6 раз, если сюда прибавить мектебы и медресе, в которых обучались дети башкир и татар. Из справочника «Уфимская губерния. Список населенных мест по сведениям 1870 года» видно, что на территории современного Белебеевского района было зарегистрировано 29 русских сел и деревень, в пяти из них имелись церкви, в 3 – училища; из семи деревень, заселенных чувашами, ни в одной не было ни церкви, ни училища. Башкирских и татарских деревень учтено семь, в трех из них действовали четыре мечети, в двух селах работали школы (мектебы).

Забегая вперед, скажем, что в 1912 году в Белебеевском уезде было 362 мусульманские начальные школы – мектебы, и значительное количество средних и неполных средних – медресе, число которых автор не сумел установить. Однако, если иметь ввиду тот факт, что 88 мектебов уезда находились при медресе, являясь их низшей ступенью, а некоторые медресе представляли собой самостоятельные учебные заведения, то их число могло достигать сотни, а может быть, и больше.

Таким образом, число мусульманских школ превышало общее количество населенных пунктов, где проживало башкирское и татарское население. Это неудивительно – ведь нередко в одном селе работали 2–3 школы, а иногда и больше. По Уфимской губернии в том же 1912 году имелось 25 селений с четырьмя школами, 10 – с пятью и почти столько же сел, где работало от 6 до 10 мектебов.

ВБеле6еевском уездерусских и инородческих (русско-башкирских, русско-татарских, русско-марийских и других) школ всех типов в 1910–11 учебном году насчитывалось 292 при 405 учителях. В 247 из 362 мектебов, давших отчетные сведения, работали 383 мугалима (учителя). Если предположить, что в 115 мектебах, о численности учителей, в которых не имеется сведений, работало по 1–2 мугалима, то можно с уверенностью сказать: мусульманское (башкирское и татарское) население Белебеевского уезда, как и всей Уфимской губернии, было более грамотным, чем христианское. Подавляющее число официально признаваемых русскоязычных школ было открыто в конце ХIХ – начале ХХ века, а мектебы и медресе имели весьма солидный возраст. В Уфимской губернии из 1579 мектебов 124 (в Белебеевском уезде – 26) имели возраст от 50 до 75 лет, 47 (в Белебеевском уезде – 12) работали от 75 до 100 лет, 99 мектебов губернии (в Белебеевском уезде – 26) сеяли знания свыше 100 лет. А еще 94 (13 в Белебеевском уезде) не помнили и года основания – они были «стары, как мир», скорее всего, открыты еще в XVIII веке. В этом нет ничего удивительного – мусульманское население нашего края обосновалось здесь в незапамятные времена, а христианские (в основном русские) населенные пункты появились намного позднее и не успели как следует обустроиться.

К тому же еще с 1789 года в Уфе действовало Духовное управление мусульман во главе с муфтием, которое и руководило всем делом образования и воспитания подрастающего поколения, обязав духовенство проявлять повседневную заботу, помимо прочего, и об этом.

Выше уже приводились сведения о соотношении мечетей и церквей, мектебов и училищ в селах нынешних Ермекеевского и Белебеевского районов в семидесятых годах XIX столетия, когда число мечетей и мектебов соответствовало друг другу, так же, как и состояние церквей и училищ. А церквей в те далекие времена было, как говорится, по пальцам перечесть: первая церковь в уезде была построена в 1745 году, к концу XVIII века были всего четыре церкви. В самом Белебее храм Божий, заменивший сожженный восставшими вместе с пугачевцами в 1775 году чувашам был построен в 1828 году. И даже в 1882 году в уезде была всего 21 церковь.

Белебеевское уездное земство по возможности стремилось к повышению социального статуса, материального положения, уровня квалификации учителей, прежде всего земских школ, не оставляя без внимания министерские и церковно-приходские училища. Журналы заседаний земского собрания и земской управы свидетельствуют о регулярном рассмотрении заявлений жителей различных сельских общин, отдельных людей, инспекторов народных училищ, касающихся проблем образования. Это и просьбы об открытии новых школ, финансировании уже существующих, о повышении окладов учителей или об оказании им материальной помощи. Это заявления и о назначении стипендий обучающимся в различных учебных заведениях, начиная от высшего городского начального и реального училищ до высших учебных заведений, в том числе и столичных. В последнем случае стипендии выделялись на определенных условиях: их надо было или возвращать по окончании учебного заведения, как кредит, или же надо было отработать в уезде определенное время.

Начиная с 1906 года Белебеевское уездное земство неоднократно обсуждало вопрос о введении в уезде всеобщего начального обучения. В 1911 году оно опубликовало подробный проект развития школьной сети и финансовый план его осуществления по годам до 1924 года включительно. Завершить же всю работу предполагалось к 1931 году. К существовавшим 292 училищам планировалось добавить еще 666 школ с 157 ночлежными приютами (интернатами) при них. 498 школ должны были охватить обучением мусульманских детей.

Надо отдать должное энтузиазму председателя уездной земской управы В. И. Бунина и инспектора народных училищ С. А. Дворжецкого, зачинателям этого дела, – количество школ в уезде к январю 1916 года достигло 440.

Здесь особо надо отметить стиль работы С. А. Дворжецкого и его коллеги М. Ильина и старшего учителя-инспектора А. Яковлева. Посещая школы уезда, они не ограничивались проверкой работы учителей, но и учили их, проводя в школах целые серии уроков по различным предметам. Они приглашали на свои «открытые» уроки учителей окрестных школ, составляли примерно недельное расписание для школ, где один учитель занимался с тремя классами.

В летние и зимние каникулы в основном на средства уездного земства проводились недельные и месячные курсы для учителей. В уездном центре был организован книжный склад и открыта библиотека для учителей.

Но все равно качественный состав учительского корпуса уезда оставался низким. В этих условиях, несмотря на начавшуюся Первую мировую войну, Белебеевское земство настойчиво добивается открытия в городе учительской семинарии. Но подготовка учителей в Белебее началась еще в 1900 году, когда при городском высшем начальном училище был открыт педагогический класс, выпускники которого становились учителями русско-башкирских и русско-татарских школ. Становились учительницами в сельских начальных училищах и многие воспитанницы педагогического класса женской гимназии, причем даже было неважно, закончили или не закончили они курс обучения. В дальнейшем педкласс был преобразован в самостоятельные педагогические курсы с трехлетним сроком обучения. Кроме того, в селе Бакалы работала второклассная учительская школа, также готовившая учительские кадры. Но этого было мало, тем более, что учителя-мужчины с началом войны были призваны в армию. И вот 23 ноября (4 декабря) 1914 года в торжественной обстановке после благодарственного молебна в присутствии епископа Уфимского и Мензелинского Андрея открывается Белебеевская учительская семинария. Первыми учащимися семинарии стали юноши различных национальностей, в том числе выпускники русско-инородческих школ и даже мусульманских медресе. Семинаристам же в период их учебы правительство давало отсрочку от призыва в армию (и это в условиях войны!). Белебеевская учительская семинария, позднее преобразованная в педагогический техникум, а затем в педучилище, сыграла исключительную роль в подготовке учительских кадров не только для Белебеевской округи, но и в целом для Башкортостана.

Белебеевское уездное земство с самого начала оказывало всемерное содействие работе семинарии. Оно выделяло средства на стипендии нуждающимся студентам, прибавку к зарплате преподавателей, на оплату квартир для них, содержание ученической столовой образцового (базового) начального училища, открытие подготовительных курсов для поступления инородцев в семинарию и т. д. и т. п.

В 1916 году земские деятели ставят вопросы об организации женской семинарии, организуют краткосрочные летние курсы для учителей, заботятся о семьях погибших на фронте педагогов, агрономов и других работников земства и, наконец, организуют ремесленные курсы для раненых воинов и сельскохозяйственные школы для взрослых и подростков и даже намереваются открыть в Белебее сельскохозяйственный институт.

Вот такова неполная, но довольно яркая картина состояния образования в Белебее и уезде накануне великих потрясений второго десятилетия двадцатого века.

Однако эта картина будет еще более неполной, если не вспомнить тех народных учителей, кто в труднейших условиях нес свет знаний в гущу народа. Учитель дореволюционной школы, особенно в сельской местности, фактически являлся единственным представителем интеллигенции, если не считать священников.

О том, что православных священников в наших краях было не так уж много, а довольно многочисленное мусульманское духовенство было настроено весьма консервативно, читатель уже знает. В таких условиях учитель выполнял многочисленные общественные обязанности. Он был и ходатаем для своих односельчан перед властями, и советчиком земляков по многим вопросам, включая и агрономию, и медицину, и юридические вопросы.

Так что воздадим должное сеятелям "разумного, доброго, вечного". В памяти наших земляков до сих пор хранятся воспоминания старшего поколения белебеевцев о таких учителях, как упомянутый С. А. Дворжецкий, его супруга Н. Т. Дворжецкая, сестра будущего Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова Ю. М. Шапошникова, начальница женской гимназии С. Кириллова, учитель музыки и пения, одновременно регент церковного хора, в советское время – заслуженный учитель школы Башкирской АССР А. М. Ракша.

Много сил и энергии отдали делу просвещения населения учителя А. М. Бушцев, Е. В. Архангельская, С. Мертваго, В. Н. Петров, Г. В. Ильясов, целые династии учителей Еникеевых, Терегуловых, Мамлеевых, Михайловых, Борисовых. Практически в каждом современном школьном музее хранятся и экспонируются фотографии, нередко и документы первых учителей этих школ. И память эта не померкнет в столетиях.